Образовательные стандарты и требования
О применяемых федеральных государственных образовательных стандартах
О применяемых федеральных государственных образовательных стандартах
С 2013 года в РФ действует федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Это принципиально новый документ, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию: к структуре образовательной программы, к условиям ее реализации и к результатам освоения. Он разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции о правах ребёнка.
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
повышение социального статуса дошкольного образования;
обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, к их структуре и результатам освоения;
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
В требованиях к структуре образовательной программы и её объёму определяется содержание и организация образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать такие направления развития и образования детей (образовательные области):
социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие.
физическое развитие.
Требования к условиям реализации образовательной программы содержат психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые условия. Особое место занимают требования к развивающей предметно-пространственной среде, которая должна быть
содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной и
безопасной.
Требования к результатам освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования
а) в младенческом и раннем возрасте
б) на этапе завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (выдержки):
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
ребёнок овладевает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
ребёнок обладает развитым воображением;
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;
у ребёнка развита мелкая и крупная моторика;
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения;
ребёнок проявляет любознательность, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п., способен к принятию собственных реш